В нашей школе прошли мероприятия по повышению финансовой грамотности с использованием специально разработанного комплекта материалов по теме «Противодействие мошенничеству, совершаемому с использованием информационно-телекоммуникационных технологий». Комплект материалов включает в себя памятки и брошюры, видеоролики, игры по финансовой безопасности, подготовленные Центральным банком Российской Федерации (Банк России) и федеральным государственным бюджетным учреждением «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации».
В этих мероприятиях приняли участие учащиеся разных параллелей. Учащиеся 10-11 классов стали участниками интерактивной игры Интеллектуальное соревнование было нацелено на привлечение внимания школьников к необходимости повышения уровня финансовой грамотности в процессе поиска ответов на вопросы многоуровневой сложности. Состоялось знакомство с основными понятиями и систематизация существующих знаний участников через погружение в предметный материал в игровой форме.
Учащиеся 8 классов в игрепознакомились с мошенническими схемами по отъему денег у доверчивых граждан Игра была представлена в виде 64 карточек, на каждой из которых описана определённая ситуация. Суть игры – научиться распознавать признаки обмана, обсудить возможные способы мошенничества, распространённые в обществе, и не попасться на уловки злоумышленников в реальной жизни.
Участниками игры по личному финансовому планированию «Мои финансы» стали пятиклассники. Игра не являлась командной, каждый ребенок играл за себя. Ведущий зачитывал ситуации, с которыми дети могут сталкиваться ежедневно, и предлагал принять решение в каждой из них. Какие-то действия принесут выгоду, какие-то приведут к потерям, но окончательно это станет известно только к концу игры. Для эффективного проведения игры необходимо было, чтобы участники не догадывались о том, что в игре можно копить деньги. Поэтому участникам не сообщалась цель игры, напротив, обращалось внимание на то, что отвечать нужно честно, как бы они поступили на самом деле в каждой ситуации.
В 9-х классах была проведена деловая игра "Кредиторы и заемщики" В ней приняли участие несколько команд учащихся, каждая из которых была разделена на две стороны финансовых отношений: банковских сотрудников (команда кредиторов) и заемщиков. В ходе переговоров участники узнали о важных критериях выбора условий кредита, дополнительных услугах, которые могут быть навязаны при заключении кредитного договора, и о том, почему важно читать договор.
Среди учащихся 2-4 классов проведена игра "Путешествие в мир финансов". С помощью ребусов и занимательных задач дети познакомились с миром финансов. Педагоги провели интеллектуальное соревнование, которое было нацелено на привлечение внимания школьников к необходимости повышения уровня финансовой грамотности в процессе поиска ответов на вопросы многоуровневой сложности.
Вывод из проведенных мероприятий можно сделать следующий: каждая ситуация, в которой мы имеем дело с деньгами, пусть с небольшими суммами, должна рассматриваться как финансовая ситуация. А решение, которое в ней принимается – как финансовое решение.
Очевидно, даже за короткий период времени, принимая финансовые решения относительно расходов и экономии небольших сумм денег, можно потерять или наоборот заработать большую сумму денег.
Помимо денег мы теряем или наоборот укрепляем свою репутацию финансово грамотного человека в глазах друзей, родителей и других людей.